Главная » Статьи » Мои статьи

Исследователь западного побережья полуострова и других территорий Камчатки

Исследователь западного побережья полуострова и других территорий Камчатки Алексей Петрович Горланов

Участники Второй Камчатской экспедиции собрали подробные и весьма обстоятельные сведения об ительменах и коряках начала 18 века, что нашло отражение в известных сочинениях С.П.Крашенинникова и Г.Стеллера. Однако труды не всех участников экспедиции стали достоянием науки. В числе лиц, немало потрудившихся над изучением населения Камчатки, был студент А.П.Горланов. Он прибыл на Камчатку вместе со Стеллером в качестве его помощника. В своем донесении в Сенат 30 апреля 1740 г. Стеллер высоко оценил трудолюбие Горланова. «А студенты, - писал он, - между которыми двое только находятся, о которых особливом прилежании представить можно, а именно Степан Крашенинников и Алексей Горланов».

Работая по заданиям Стеллера, А.Горланов составил гербарий растений, встречавшихся в окрестностях Петропавловска, занося в журнал их ительменские и русские названия, попутно отмечал, те из них, которые шли в пищу или употреблялись в качестве лекарств. Вместе с тем он записал значительное количество ительменских (по диалектам) и корякских слов «и притом о нравах и обычаях камчатских и коряцких и протчее, что до тех народов касается, выспрашивал и сочинил описание». К сожалению, большинство его работ не отыскано.

Ему же принадлежат весьма интересные данные о коряках западного побережья Камчатки. Любопытные сведения, которые он собрал во время путешествия в 1743 году от Большерецка до Воямполки. Наибольшее количество замечаний в дневнике относится к ительменско-корякских связей и отношениям.

Видимо, к концу 17веке строгих границ между оседлыми коряками (паланцами) и ительменами не существовало. По преданиям, записанным А Горлановым от местных жителей, ряд ительменских острожков западного побережья Камчатки в недалеком прошлом были населены коряками. «Тахлаатынум (коряцкий острожек) на левом берегу Крутогоровой реки… Некоторые объясняют, что в сем острожке прежде всего живали коряки, которых камчадалы войной сгоняли». В прошлом обитатели корякских острожков были оленеводами. Появление их в южной части западного побережья Камчатки следует относить к сравнительно недавнему времени и можно рассматривать как вынужденное их поселение в этих местах. Дело в том, что довольно скоро после переселения они лишились оленей, и поэтому им пришлось принять образ жизни ительменов, т.е. перейти к оседлости и рыболовству. «Об оленных коряках уведомился я,– сообщал в 1743 году А. Горланов, - что они прежде сего жили около Лопатки, и случилось одною зимою быть великим дождям, а после того морозам, то поверху земли и мхов, которым олени питаются замерзли, и стал великий голод, и олени померли, и от того времени якоб коряки от года в год ближе к Тигилю реке прокочевали, где они до прихода русских проживали».

Вполне допустимо, что это обстоятельство было одной из главных причин потери здесь коряками оленей и перехода части их к оседлости в тех местах, где захватило их бедствие. Находясь в тесном окружении ительменов, они растворились среди них, утратив все самобытные черты культуры, в том числе и язык. Так, видимо, исчезли к началу 18 века коряки на р.Крутогоровой, Белогоголовой и в других местах. Распространение коряков – оленеводов далеко на юг Камчатского полуострова подтверждают исторические предания ительменов, записанных Горлановым на Облуковине. «О коряках и сие объявлено, что якоб в прежние годы живали они близ Лопатки, которая лежит на полдень и около Курильского озера, чему есть в тех местах явные признаки, что многие оленьи рога около помянутой Лопатки и Курильского озера находят».

Отношение между коряками и ительменами носили неустойчивый характер, особенно в период проникновения коряков к югу от Тигиля. Коряки с боями проникали на юг Камчатки, что также получило живое отражение в народной памяти ительменов. Житель облуковинского острожка ительмен Корынча «объявил, что коряки из своих жилищ собравшись человек по 100, 150 хаживали по берегу Пенжинского моря на живущих камчадалов даже до Курильской Лопатки, и едва к какому острогу случалось им притти, они дирались и наилучший у них бой бывал костяными топорами и до того времени те коряки с камчадалами войну имели пока ясыри себе получат, а как их получат, уговаривают камчадалов даб с ними далее в поход ходили и притерпенной бы ими урон над другими камчадалами отмщали; и так одного острога жители против жителей других острогов нападение чинили». О столкновениях с коряками вспоминают ительмены и в других южных острожках. Об этом говорили жители острожка Куатымнум, находившемся на правом берегу р.Крутогоровой. Само название этого «от того, что когда в прежние годы коряки к камчадалам приходили драться, то камчадалы, выкопав тайную земляную юрту (ход) воду из реки носили». Не менее выразительно и определенно сообщение, полученное А.Горлановым на р.Ключевой, тоже притоке р.Крутогоровой. «В Тыхилатынум – коряцком острожке, где ныне камчадалы живут, а острожек сей назван для того, что якоб построен не был в прежние для защищения от коряцкого нападения, которые прибегали на оленях воевать с камчадалами».

В имеющихся материалах обращает на себя внимание то обстоятельство, что почти нет никаких данных, которые говорили бы о военной активности ительменов против коряков. Недалеко от р.Травяной (левый приток Тигиля) имеется место «Стрельный яр – Лотанум, - писал А.Горланов, - имя имеет от сего как камчадалы прежде сего против коряк в походы хаживали, приехав к сему яру стреливали из луков, причем примечали, когда стрела прямо метки падет, то за счастье признавали. Ежелиж стрела не прямо летит, то несчастию быть признавали и так они поход свой иногда оставляли». Это единственное указание, которое может быть добавлено к преданию, записанному В.Н.Тюшовым, где говорится об отмщении за нападения коряков.

В дневнике А.Горланова отмечены интересные сведения о некоторых предметах материальной культуры ительменов. В острожке Такаут (на р.Облуковине) «получен от тойона И.Атласова один старинный костяной камчатский топор». Несколько ниже он записал в своем дневнике: « топоры до прихода русских людей делались из оленьих рогов». Вообще, костяные топоры А.Горланов упоминает несколько раз: якобы ими пользовались коряки при нападениях на ительменов. Это сообщение согласуется со сведениями из фольклора. В корякских сказках об Эмемкуте топоры из лопастей рога оленя называются как один из основных видов оружия рукопашного боя. Интересные сведения о военном снаряжении ительменов, а также объяснения их численности сообщил А.Горланову житель реки Коль. «Старый камчадал объяснил, что как он запормнит о приходе русских людей, то жило на одной сей реке Коле камчадалов человек более ста, а ныне человек 20, в том числе и старые, а умалились оные наипаче от междоусобной брани. Как они между собою войну имели, то были у них луки, лахташные пансыри, а на головах для обороны ничего у них надевано не было».

Не менее любопытны замечания о каменных и костяных орудиях и их изготовлении. «Верстах во 100 от Компаковского острога берут в хребтах камни, из которых делают тамошние народы точила и бруски». Один из притоков р.Ичи назывался «Уохан – Брусовая – а брусовая нарицается для того, что находятся близ сей реки брусья и точила и возят их в Большерецкий острог».

На одном из притоков Облуковины добывали «желто-белую землю трепел», которая, по-видимому, применялась для шлифовки каменных и костяных орудий. Концы стрел мазали соком лютика, однако это делали только большерецкие ительмены и коряки, а «живущие на Тигиле реке сего в употреблении не имеют».

Из промыслов ительменов А.Горланов называет рыболовство, охоту на морских животных и на парнокопытных и на водоплавающую дичь. Рыбу ловили не только запорами, но и кололи «спицами», т.е. специальными острогами. Жители острожков на р. Иче в близлежащих горах охотились на диких оленей и горных баранов.

В отличие от коряков, ительмены красили кожи не ольховой корой, а минеральной краской, «которая берется на дне реки Чакакич-ай (приток Облуковины)». Далее А.Горланов описывает, как красная краска употребляется на крашение кож камчадалами… «Сперва оную краску сжигают в котле, а нажав кладут в огонь, а как сожжется мнут руками и как кто пожелает краской цвет платью нанести, то кладут ту краску в воду и прибавляют тут икру и клей кожной, то в воде краска распускается, потом красят они уже свое платье ярко парки, кухлянки, торбасы и др».

Раньше «камчадалы … хаживали промышлять зверя байдарами, причем бросали в море с приговором живущим в воде диаволом, даб промысел доброй им подали, а во время того промысла надевали на себя платье ушканье. (т.е. заячье), а даб в море большого страху не имели, съедали по нескольку мухомору».

А.Горланов собрал весьма обширные сведения по топонимике западного побережья Камчатки от Тигиля на севере до м.Лопатки на юге, от Авачинской губы до Нижне-Камчатска и по р.Камчатке. Они содержат названия рек с всеми мельчайшими притоками, названия гор, озер и т.п. Местные названия в большинстве случаев даются с переводами на русский язык. Это неоценимый материал для решения вопросов этнической истории. В нем отражены природные особенности, имевшие определенное промысловое и хозяйственное значение для местных обитателей. Топонимические материалы Горланова являются также источником для исследования языков и диалектов жившего здесь населения. Вот несколько примеров. «Какьчанал – Воронов острожек близ устья р.Ичи. В сем острожке по осеням живут камчадалы для промыслу нерп… Мысхуал – Лебединая речка… Мухойан – Чуманной острожек… Хай каран – безбровный острожек… Уавара – Оленной мох острожек… Кунгучан – Рыбная река… Уйзаачь – Туманная река… Тох – Реброва река… Нтылпкулан – Костяная речка… Уохан – Брусовая». Все это притоки р. Ичи. Такаун – Поклонной острожек «называется для того, что тут во-первых камчадалы к плате в казну ясака приведены и поклонное давать стали» (на р.Облуковине). Интересны этнографические коллекции вещей, собранных Горлановым. Сами вещи не сохранились, имеется лишь только «реестр». Но и он важен, так как отражает определенные стороны материальной культуры ительменов того времени. Вот некоторые выдержки из реестра вещей, присланных Горлановым в Академию наук: « три старинные берестяные повязки; инструмент костяной, которой надевают на (руку) при выделывании стрелошных камней; инструмент, которым каменные стрелы выделывают; кость, которая при стрелянии из луков на руку надевается; иглы, сделанные из собольих костей; наигольник; железный инструмент, которым у переломанных игол ушки паки дирочки просверливают» и т.п..

Алексей Петрович Горланов своим трудом внес большой вклад в изучение не только западного побережья полуострова, но и всей Камчатки.

Синицкая Н.Н. – научный сотрудник музея.
По материалам статьи И.С.Вдовина. Забытый исследователь Камчатки //Краеведческие записки. Вып.IV. – Петропавловск – Камчатский: Дальнев.кн.изд-во, 1973. – с.134-146


 

Категория: Мои статьи | Добавил: sobmuzeadmin (26.02.2016)
Просмотров: 818 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: