Главная » Статьи » Мои статьи

Музыка небес.

                                                Музыка  небес

                                              История  колоколов

«Посреди  таинственной  тишины  сей  многоглаголиевой  ночи  внезапно  с  высоты  Ивана Великого, будто  из  глубины  неба, раздался  первый  звук  благовеста – вещий, как бы  зов  архангельской  трубы, возглашающей  общее  воскресение.

И  вот, при  первом  знаке, данном из  Кремля, мгновенно  послышались  тысячи  послушных  ему  колоколов, и  медный  рев их  наполнил  воздух, плавая  над  всею  первопрестольною  столицею.

Она  была  объята  сим  торжественным  звоном, как  бы  некой  ей  только  свойственной  атмосферой, проникнутой  священным  трепетом  потрясаемой  меди  и  радостью  благовествуемого  торжества. Слышало  ухо  и не  могло  насытиться  сей  дивною  гармонией  будто  бы  иного  подоблачного  мира».

Такое  описание  пасхальной  ночи  было  опубликовано  в  путеводителе  по  Москве  за  1890 год.

Восприятие  колокольного звона тогда было проникнуто не только религиозным чувством. Колокол издревле был и голосом Родины, символом  единения  и  гражданского  долга, независимости  и  величие  государства.

Мы  знаем  из  легенд  и  летописей, что  если  что-то  происходило  с колоколом: он  замолкал,  внезапно  срывался  и  разбивался, - это  грозило  великими  бедствиями  русскому  народу.

Но  наша   жизнь  уже  давно  лишена  этой  атмосферы  сакральности,  которой  ее  окружал  колокольный  звон, ежедневный  спутник русского  человека  на  протяжении  многих  веков. А  когда-то  колокола  отмеряли  время, созывали  граждан  на  совет  или  битву, гремели  в  минуты  скорби  и  часы  торжества.

Как  же  приобрел  на  Руси  столь  разностороннее  и  столь  возвышенное  значение? Откуда  он  пришел  к  нам? Где  и  как  возник  этот  интереснейший  предмет  материальной  культуры?

Колокола, как  известно,  стали  использовались  христианами  не сразу  с  появлением  этого  вероучения.  В  Ветхозаветной  церкви  верующие  созывались  на  богослужения  не  колоколами, а  звуками  труб, ведь  и  происходило  это  все  тогда  на  Ближнем  Востоке, где  трубы  были  более распространенным  инструментом.

А  в  первые  века  гонений  на  христианство  верующие  и  вовсе  не  имели  возможности открыто  созывать  товарищей  к  богослужению. Все  это делалось  тайно. Зато после   прекращения  гонений в 4 веке  людей  стали  созывать  различными  способами. И в  какой-то  исторический  момент  таким  способом  стал  колокольный  звон.

                                                       Экскурсия  в  историю

Впервые  колокола, как  известно, появились  в Западной  Европе. По  одной из  легенд, изобретение  колоколов  приписывается  святому  Павлину, епископу  Ноланскому, который  жил  в  конце 4 – начале 5 века. Святой  Павлин  во  сне  увидел  полевые  цветы – колокольчики, которые  издавали  приятные  звуки. Проснувшись, епископ велел  отлить  колокола, имевшие  форму  этих  цветов. Но  только  в  начале  7 века  папе  римскому  Савиниану  удалось  придать  колоколам  христианское  значение.

В  России  колокола  появились  почти  одновременно  с  принятием  христианства  святым  князем  Владимиром, то  есть  в  конце 10 века. Поначалу  их  лили  монахи, но  довольно  скоро  дело  перешло  к  ремесленникам. Сначала  колокола  были  небольшие. Но  с  15 века, когда  на  Руси  появились  собственные  заводы, стали  отливать  экземпляры  значительно  больших  размеров.

Как  правило, колокол  был  обязан  своим  названием  каким-то  особенностям  своего  звучания, событию, в  честь  которого  был  отлит, человеку, на  чьи  средства  отливался. Так  же  его  отливка  могла  быть  приурочена  к  большим  церковным  или  светским  праздникам.

Колокол  с  сильным, резковатым  звучанием  нередко  звался «Лебедем», с  мягким, приятным – «Красным», с неровным  дребезжанием – «Козлом», «Бараном».Колокол  «Голодарь». По  одной  из  легенд, свое  название  он  получил  в  память  о  великом  голоде  и  море  людей. В  него  благовестят  до  сих  пор  в  дни  Великого  поста.

Люди  с  колоколами  издавна  обращались  необыкновенно, не  так  как  с  прочими  предметами, даже  относившимися  у  культу. Им  не  только  давали  имена, брали  в  плен  или  переводили, как  полноценных  служащих, с  одного  места  службы  в  другое, колокола  могли  подвергать  суровым  наказаниям, иногда  лишь  по  прихоти  царских  особ.

Вот  такое  предание сохранилось  про  Ивана  Грозного: царь  приказал  отрубить  уши  у  колокола при  церкви  Святого  Николая  в  Пскове  за  то, что  он  звоном  своим  испугал  коня, на  котором  ехал  государь.

В 1771 году  набатный  колокол  Московского  Кремля  по  указу  Екатерины II был  снят  с  занимаемого  поста  и  лишен  языка  за  то, что  призвал  народ  к  бунту. Его  предшественник  в 1681 г. был  заключен  в  Никольско  - Карельский монастырь  за  то, что  своим  звоном  нарушил  сон  царя  Федора  Алексеевича.

Все  эти  примеры  относятся  к  уже  довольно  позднему  периоду  истории  колоколов  России, когда  они  завоевали  признание  и  церкви, и  государства, и народа.

                                     Как  отливали  колокола

В 17 веке  путешественников, приезжавших  в  Россию,  поражало  не  только  обилие  колоколов, но  и  их  вес. Уже к  середине 16 века  русские  колокола  в  этом  отношении  превзошли  западные. Если  на  Западе  экземпляры  весом  100 – 150 пудов  считались  редкими  по  величине, то  в  России  такие  были  весьма  распространены. В  Московском  Кремле  колокола  такого  веса  благовестили  лишь  по  будничным  дням  и  потому  назывались  вседневными.

Колокол  весом  до  600 -700  пудов  назывались  полиелейными  и  благовестили  в  праздники  апостолов  и  святителей, до  800-1000 пудов  именовались  воскресными  и  звучали  по  воскресеньям, от  1000 пудов  и  выше – праздничными, и  звонили в  них  по  большим  двунадесятым  праздникам  и  царским  дням.

По богатству  колоколов  Россия  всегда  стояла  на  первом  месте, а  второе, как  ни  странно, обычно  оставалась  за  Англией.

Среди  литейщиков, работавших  в  России, поначалу  было  немало  мастеров, прибывших  с  Запада. Но  в  то же  самое  время  появлялись  талантливые  русские  литейщики. Назовем  лишь  несколько  ярких  имен: Андрей  Чохов, чей  колокол «Реут» (1622 год) 800 пудов, по  другим  данным – 1200 пудов, и  поныне  украшает  звонницу  церкви  Рождества  Христова  в  Московском  Кремле; Александр  Григорьев, создатель Большого  колокола  Саввино-Сторожевского  монастыря, навсегда  признанного  самым  благозвучным  колоколом  России (1668-2125 пудов); Харитон  Попов, Даниил  Данилов  и  его  сын Емельян, Филипп Андреев, Флор Терентьев, династия Моториных.

Самым же  большим  колоколом  в  мире  и в  настоящее  время  является  Царь-колокол, стоящий  теперь на  каменном  постаменте  у  подножия  колокольни  Иван Великий. Он не  имеет  себе  равных  в  мире  не  только  по  размеру  и  весу, но и  по  художественному литью. Царь-колокол  был  отлит  российскими  мастерами   иваном  и  Михаилом  Моториными  в 1733-1735 годах. Общий  вес – 12 327 пудов, или 200 тонн. Диаметр – 6 м 60 см, высота  с  ушками – 6 м 14 см.

Это  удивительное  произведение  литейного  искусства  не  успели  поднять  на  колокольню, так  как  колокол  жестоко  пострадал  от  страшного  опустошительного  пожара  в  1737 году.

Царь-колокол  тогда  еще  находился  в  литейной  яме, окруженный  деревянными  лесами. Но  был  ли  он  поднят  на  эти  леса  или  нет, точно  не  установлено. Когда  эти  деревянные  леса  загорелись, их  стали  заливать  водой. Раскаленный  колокол  от  резкой  перемены  температуры  дал  много  больших  и  малых  долей  трещин, и от  него  отвалился  большой  кусок  весом  11,5 тонн.

После  пожара  Царь-колокол  пролежал  в  яме  целое  столетие. В 1836 году  его  подняли  и  установили  на  каменный  постамент  вместе  с  отвалившимся  краем. Так  и  стоит  он  уже  много  лет  возле  колокольни  Иван  Великий, являя  собой  одну  из  ярких  достопримечательностей  Московского  Кремля. Такова  судьба  величайшего  в  мире  колокола, который  никогда  не звонил.

Технология  производства  колоколов  совершенствовалась  на  протяжении  столетий: менялась  форма, способы  изготовления, материалы.

Колокола  обыкновенно  отливались  из  так  называемой  колокольной  меди – 78% чистой  меди, 22 % олова. Но были примеры, когда  колокола  делались  из  чугуна, стекла, глины, дерева  и  даже из  серебра.

«Среди  дремучих  Мещерских  лесов  на  стекольной  фабрике  в  Гусь-Хрустальном, устроенной  купцом Акимом  Мальцевым, умели  делать  из  хрусталя  не  только  церковные  иконостасы  и  престолы, но и  колокола  чудной  красоты».

Конечно, лучшие  колокольные  заводы  находились  в  Москве, но  знатные  мастера  этого  дела  были  в  Костроме, на  Валдае, в Воронеже, на  Урале, в Сибири – в Енисейске, а  потом  и  в  Тюмени.

                                                   Годы  испытаний.

Творцы  неповторимых  колоколов, строители  величавых  звонниц, виртуозы – звонари  оставили  нам в  наследство  великолепные  образцы  технического мастерства   и  музыкального  искусства. Как  же мы  распорядились  этим  наследством?

В  первые  же  послереволюционные  годы  новая  власть  повела  бескомпромиссную  борьбу  с  религией. Закрывались  и  разрушались  храмы, а в  еще действовавших  запрещали  звон: он  якобы  мешает  работе, отдыху  и т.п. Вот  что  рекомендовал  чиновникам  НКВД: «Колокольный  звон, производимый  на  всю  округу  церковниками, резким  образом  противоречит  принципу  отделения  церкви  от  государства, ибо  по  бытовым  условиям  и  правам  широких  безрелигиозных  масс, особенно  города, он  мешает  труду  и  использованию  трудящимся  населением  его  отдыха».

Эта  кампания  приобрела  особенно  широкий  и  яростный  размах  на  рубеже  1920-1930 годов. Колокола  сбрасывали  с  колоколен. Их  переправляли  на  котлы  для  общепита  или  продавали  на  лом.

Патриотическая   позиция Русской  православной  церкви  в  годы  Великой  Отечественной  войны  была  вознаграждена  советской  властью – антирелигиозный  гнет  несколько  ослаб. В  некоторых  храмах  возобновились  службы, был  снят  запрет  на  колокольный  звон.

Новый  поворот  в  истории  нашей  страны, начавшийся  в  1985 году, внес  значительные  изменения  в  положение  церкви. Прежде  осиротевшие  и  молчаливые  колокольни  России  торжественным  звоном  своего « оркестра» созывают  к  себе  людей.

Обширные  открытые  пространства – вот  божественная  стихия  колокольного  звона. Недаром  наши  предки  возводили  церкви  на  самых  высоких  местах. Неоспорима  причастность  колокольного  звона  не  только  к  миру  небесному, но  и  к  миру  внутри  нас, миру  духовному.

Звон  колокола  обладает  удивительной, даже  целебной  силой. Еще  наш   соотечественник  гелиобиолог А.Л.Чижевский  с  удивлением  отмечал  такие  исторические  факты: города, в  которых  регулярно проводились  богослужения  с  колокольным  звоном, обходила  чума  и другие  крупные  эпидемии, но стоило  ослабить  колокольное  звучание, как  туда  вторгались  повальные  болезни.

Как показали  достижения  современной  волновой  механики, ультразвуковая  компонента  колокольного звона  губительно  действует     на  вирусы  и  некоторые  болезнетворные  бактерии: их  белковые  вещества  не  выдерживают  этих  вибраций  и  сворачиваются, как  белок  варящегося  яйца.

В  лаборатории  колокольной  акустики  на  ЗИЛе  сделали  сенсационное  открытие: оказывается, звуковая  волна, которая   расходится  от  колокола  вокруг  храма  и  колокольни, излучается  в  форме  креста.

Русскому  человеку  сразу  пришелся  по  сердцу  могучий  звон  церковных  колоколов, он  слышал  в  этом  благовесте  великий  призыв  Неба  отречься  хоть  на  время  от  земной  суеты  и  тревоги, призыв  к  осмыслению  своего  бытия, к  раздумью.

 

Назарова  С.В. Музыка  небес //Читаем, учимся, играем. – 2014 . - №5

 

 

 



Источник: http://Назарова С.В. Музыка небес //Читаем, учимся, играем. – 2014 . - №5
Категория: Мои статьи | Добавил: sobmuzeadmin (25.03.2015) | Автор: Музей E W
Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: