Главная » Статьи » Мои статьи

Первооткрыватели: И.Ф. Крузенштерн (Кругосветное плавание)

Кругосветное плавание Крузенштерна Ивана Федоровича

Открытие северо-западных берегов Америки и Алеутских островов В. Берингом, а затем Третья экспедиция капитана Кука возбудили в человечестве огромный интерес к отдаленным побережьям Тихого океана. Еще бы! Ведь здесь обнаружены несметные богатства в виде пушных зверей, мех которых, как оказалось, выгодно продавать в Китае. «Все роды звериных мехов, а особливо прекрасных морских бобров, сделались для изнеженных китайцев необходимою потребностью. При малейшем уменьшении теплоты воздуха переменяют они свое платье и даже в Кантоне, лежащим почти под самым тропиком, носят зимою шубы. Итак, торг пушным товаром мог бы приносить российским купцам еще гораздо большую выгоду, если бы правительство подкрепило их и спомоществовало построению судов надежнейших, которые управлялись бы искусными начальниками». (И. Ф. Крузенштерн). Путешествие вокруг света в 1803,1804,1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева». – М.,1950. с.6). Так обосновывал необходимость снаряжения российских кораблей к берегам Америки и Китая военный моряк, Иван Федорович Крузенштерн. В дальнейшем русский мореплаватель, адмирал, ученый-гидрограф, руководитель первого русского кругосветного плавания. Родился он в Эстонии в местечке Хагуди 19 ноября 1770 года в небогатой дворянской семье.

С молодых лет он вынашивал мечту совершить кругосветное плавание, поэтому искал причины реализовать ее. А причины лежали на поверхности – помощь правительства далекой Русско – Американской компании, которая нуждалась в различных товарах, главным образом – железе. Даже якоря для кораблей туда доставляли сначала посуху в Охотск, распиливали их на куски, а затем сваривали и грузили на корабли. Почему бы не пойти в Русскую Америку по южному морскому пути прямо из Петербурга?

Планы Крузенштерна родились не сразу и не на пустом месте. В 1785 году поступил и в 1788 году окончил Морской кадетский корпус (ему было 18 лет). По окончании был произведен в мичманы – младший офицерский чин в русском ВМФ – и назначен на корабль «Мстислав», которым руководил Григорий Иванович Муловский. Этот замечательный русский моряк давно готовился к кругосветному плаванию, даже был назначен его руководителем, но война со Швецией, начавшаяся как раз в 1788 году, помешала этим планам. Вскоре Муловский погиб в одном из сражений, а мечты его с юным Крузенштерном.

Со Муловского о кругосветке никто всерьез не говорил, а Крузенштерн был слишком молод. Поэтому прошло много лет, прежде чем к этим планам удалось вернуться.

В 1793 г. 16 молодых морских офицеров отправились в Англию на стажировку. В их числе оказались Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский и Яков Беринг – внук знаменитого командора. В Лондоне они сдружились и даже дали друг другу клятву, что продолжат морские традиции России.

Иван Крузенштерн, когда служил волонтером в Англии для совершенства в морском деле. Плавал в Атлантическом, Тихом и Индийских океанах и за шесть лет странствий приобрел славу классного моряка.

В 1799 г. вернулся на родину и почти сразу подал императору Павлу I две докладные записки, в которых организовать дальние и кругосветные плавания. Но император оставил записки Ивана Крузенштерна без ответа.

Прошло еще несколько лет. На престол взошел Александр I. К этому времени набрала сил и стала известной Российско – Американская компания. Возникла проблема транспортной связи с отдаленными русскими владениями. Вспомнили о проекте Крузенштерна, вызвали его в Петербург и предложили отправиться морем в северную часть Тихого океана для установления морской торговли с Китаем и Японией, а также для ведения научных исследований. Ивану Федоровичу исполнилось 32 года.

7 августа 1802 года он был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806 гг.), в которую вошли два корабля «Надежда», командиром которого был сам Крузенштерн и корабль «Нева», командиром которого был Юрий Федорович Лисянский.

Цель экспедиции – доставка грузов в русские владения в Америке, на Камчатку, научно-географические, этнографические исследования новых земель, установление торговых, дипломатических связей с Китаем и Японией. Кроме того, на Крузенштерна возлагалась миссия доставки в Японию посольства Н. П. Резанова.

Юрий Федорович Лисянский родился 2 августа 1773 года в Нежине, на Украине. Он получил прекрасное военно-морское образование.  20 марта 1786 года его произвели в гардемарины, а еще через два года, в возрасте 15 лет. Он уже участвовал в крейсерских операциях у Гельсингфорса. В 1789 году Лисянский был произведен в мичманы, в 1793 г. – в лейтенанты. 27 марта 1797 г. он стал капитан-лейтенантом.

6 июля 1803 года Крузенштерн отдал было приказ о выходе на рейд, но пришло известие о том, что экспедицию едет проводить император, чтобы «обозреть те корабли, которые в первый раз понесут российский флаг вокруг света. Он обозрел все с величайшим вниманием и был доволен».

7 августа 1803 года, в 9 часов по полуночи корабли Крузенштерна и Лисянского оставили Кронштадт. Началось их долгое плавание.

Корабли посетили Копенгаген, Англию, Канарские острова, впервые в русском мореплавании пересекли экватор (ноябрь 1803 года), затем обогнули м. Горн (март 1804 года) и вступили в Тихий океан. 15 апреля подошли к острову Пасхи (Гавайские острова). Находиться вместе кораблям оставалось недолго, т.к. по плану после Сандвичевых островов они должны были разминуться. «Нева» уходила к берегам Аляски, в Русскую Америку, Новоархангельск, а «Надежда» - на Камчатку, чтобы отсюда доставить посланника Резанова в Японию.

«Надежда» бросила якорь в Авачинской бухте 15 июля 1804 года. Жители Петропавловска встретили мореплавателей как дорогих гостей. Запасшись провиантом, корабль отправился дальше в Японию, где оставался более полугода. Посольство успеха не имело, Резанову, несмотря на его опыт и такт, не удалось выполнить возложенную на него дипломатическую миссию, «Надежда» покинула бухту Нагасаки 17 апреля 1805 года и отправилась обратно на Камчатку – на этот раз Японским морем. После пребывания на Камчатке, Крузенштерн 23 сентября 1805 года начал обратное плавание: в начале - в Китай и затем, через Индийский океан – в Петербург. По истечении трех лет, 19 августа 1806 года, экспедиция вернулась в Кронштадт.

Кругосветное плавание под руководством Крузенштерна имело громадные научные и практические результаты. Были произведены многочисленные съемки в северо- западной части Тихого океана, сделано много астрономических определений и метеорологических наблюдений, собраны этнографические и лингвистические материалы, большие коллекции по ботанике и зоологии. Крузенштерн произвел опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

С практической стороны путешествие Крузенштерна доказало, что русские моряки могут совершать кругосветные плавания, что товары удобно и выгодно доставлять морем в Русскую Америку, «что можно таким же путем завязать торговлю с Китаем».

В 1809-1812 гг. Крузенштерн И.Ф. опубликовал свои дневники – трехтомный труд «Путешествия вокруг света в 1803. 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», позднее переведенный на ряд западноевропейских языков (немецком, английском, французском, голландском, датском). В 1813 году вышел «Атлас к путешествию вокруг света капитана И. Крузенштерна».

Крузенштерн был обаятельный человек. О вежливости и гуманности которого ходили легенды. Он всегда был добросердечен, приветлив.

В честь этого человека названо много географических пунктов: бухта в Анадырском заливе, остров в Беринговом проливе, гора на северном острове Новой Земли, губа на западном берегу Ямала, остров в архипелаге Туамоту.

 

Источник:

1. Курохтина Н.И. Камчатка: от открытия до наших дней: популярный историко-краеведческий справочник. – Петропавловск – Камчатский. 2008. – с.124-126

Категория: Мои статьи | Добавил: sobmuzeadmin (06.12.2017)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0