Главная » Статьи » Мои статьи

Родом из детства

Родом из детства

    Иногда о каком – нибудь незначительном, пустячном деле говорят: «А! Это просто игрушки!» Игрушки – пустяк? Что ж, пусть те, кто так считает, попробуют представить, что все игрушки вдруг исчезли с лица земли.

      «Да это же просто сюжет для фильма ужасов! – воскликните вы и будете правы. Мир стал бы скучным и безрадостным.

        Но дело не только в этом. Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они - ее очевидцы и свидетели.

        А еще игрушки – воспитатели, учителя и наставники.

Погремушки, пирамидки, матрешки, кубики знакомят малышей с понятием формы, цвета, величины и числа, развивают движение и слух. Спортивные игрушки развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. Конструкторы, головоломки – интеллект и воображение.

       Некоторые игрушки создаются настоящими художниками. Тогда они становятся произведениями искусства.

       Вот такая это серьезная вещь – игрушка!

       И в то же время самая весёлая! Не зря же в старину называли «потехами», а ещё «балясами» да «тарарушками», что и переводится – весёлые, сказочные, забавные.

И серьезные, и забавные!? Да, эти игрушки вообще не перестают удивлять. Они полны сюрпризов и неожиданностей. Большинство из них раньше были совсем не тем, чем сегодня.

       Игрушки изучают такие серьезные науки, как история, педагогика, искусствоведение, этнография … Что о них снимают фильмы, пишут пьесы, музыку и книги.

       Происхождение игрушки теряется во тьме веков. Археологические находки показывают, что она появилась задолго до письменности и изобразительного искусства: на территории Сибири были найдены фигурки животных – мамонта, носорога, медведя. Люди создали их 35-12 тысяч лет до нашей эры.

       В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились только немногим позже, чем сам человек. То есть тогда, когда человек встал на ноги, освободив тем самым руки для работы и … искусства.

       Первобытный человек находился в растерянности: все, что происходи вокруг него, было непонятным, а часто – пугающим. С неба лилась вода и падал огонь, который мог сжечь хижину, разлившиеся реки «нападали» на человека и его хрупкое жилье. Всемогущее солнце то ласково согревало, то немилосердно жгло и лишало урожая. Грозный и невидимый ветер рушил хижины и валил деревья.

       Кто все это устроил? Конечно, какие – то высшие и могущественные существа – боги.

       И люди дали им имена и создали их портреты и скульптуры, чтобы было кому поклоняться, кого просить о милости и защиты. Так появились кумиры, идолы, истуканы – изображения богов. Выходит, это и были самые первые куклы.

      Когда люди сделали своих кумиров и начали им поклоняться, они немного успокоились и почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Вместе с верой пришла и надежда. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

       У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они бросали в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков – древних славян. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери – природы. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка с беленьким личиком. Так кукла спасла человека. А отголоски мрачного обычая сохранились в сказках, где от драконов откупаются прекрасными девушками.

      Эту первую славянскую куклу – игрушку для богов - назвали Коллодией (уж не оттуда ли пошла поговорка: «Ну, что лежишь, как колода!». С тех пор обряд приношения жертвы стал похож на забаву: женщины наряжали полено, поклонялись ему, а потом сжигали и веселились.

       Не приходилось ли вам с песнями и играми сжигать чучело зимы – Дуню – Масленицу, а после лакомиться блинами, точь-в точь как наши предки?

       Так мистический обряд стал веселой игрой, а кукла-полено и соломенное чучело позже стали детскими игрушками. Но сначала у куклы было совсем другое предназначение.

Итак, кукла спасла человека, став его «дублером» во время обряда жертвоприношения. Но этим ее добрые дела не ограничились: она принялась оберегать спасенного человека от всяческих бед, теперь она была рядом с ним всю жизнь – с самого рождения.

       Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе со свивальничками, пеленкой от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу. Делали ее без иголки и ножниц – нельзя было ни порезать, ни уколоть, ведь в этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!».

      Так, кукла по-прежнему оставалась игрушкой не для ребенка, а для бессонницы, болезни и прочих напастей. Она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Так ее и назвали – берегиня, или оберег. Тряпочную берегиню дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благославляя ее на замужество.

      Традиция «приглашать» кукол на свадьбу сохранилась до наших времен. И сейчас «самые современные» молодожены украшают нарядной куклой свадебную машину.

      Все славянские куклы были похожи в одном: у них не было лица. Считалось, что, если кукла будет походить на человека, в нее может вселиться злой дух.

      Куклы – обереги или амулеты, спасавшие от беды и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощниками, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Их любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой … и наконец-то стали ими играть. И даже когда кукла стала просто игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

      В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.

      Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.

      В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка или старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. А когда малышке исполнялось пять лет, она уже должна была сооружать кукол сама. Это было нетрудно. Крестьянские куклы были очень простыми, делались, в основном, из тряпок с помощью традиционных приемов.

      «Не трудное дело, да не всякому дается» -, говорят в народе. Во-первых, для того, чтобы куколка вышла крепенькой и ладной, нужна была сноровка. А во-вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут шли в ход разнообразные цветные лоскутки, вышивка, ленты, бусинки и, конечно, искусство и фантазия маленькой портнихи. Впрочем, не обязательно маленькой. В куклы играли и девочки – малышки, и девушки – подростки, и девушки «на выданье». По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки.

      К началу 19-го века русская кукла окончательно стала куклой, т.е. игрушкой для ребёнка. Давно ушел в прошлое суеверный запрет на кукольное лицо. Появился новый материал для изготовления кукол – папье-маше. И тут кукольных дел мастера развернулись вовсю: разработали несколько видов кукол.

       Самые первые кукольные наряды шили еще тогда, когда кукла не была куклой: т.е. для куклы-оберега. У бедняжки не было ни лица, ни фигуры, поэтому платье было основной деталью ее внешности и единственным украшением.

      Шили кукольное платье не просто, а со смыслом. Во-первых, там должен был обязательно присутствовать красный цвет – любимый цвет славян. Считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

      Узор, которым украшали наряд, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил какое-нибудь магическое значение.  И узор должен был оберегать человека. Слово «узор» и имело значение «призор», «надзор» - т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки-знаки солнца, женские фигурки и оленей – символ плодородия. Волнообразные линии – знаки воды. Горизонтальные – знаки земли и вертикальные – знаки дерева, вечно живой природы.

      Девочки и девушки, обшивая своих кукол, вкладывали все свое умение и фантазию. Ведь по кукольному наряду судили о вкусах и способностях ее хозяйки.

      Позже, когда стали делать куколок на продажу, появилась специальная профессия «кустари-одевальщицы». Мастера делали куклу и отдавали одевальщику. А уж те наряжали ее с головы до ног.  При этом в фасоне платья обязательно соблюдалась мода. Работа эта была тонкая, требовала вкуса, умения и терпения. Недаром, когда были созданы кукольные артели, название этой профессии зазвучало гордо – «Мастера по художественному оформлению кукол»

      В кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в мире. В 1869 году в Северной Америке был изобретен новый материал для бильярдных шаров – смесь целлюлозы с камфорой. Материал был назван целлулоидом. Появились целлулоидные куклы, которые нам хорошо знакомы. Из целлулоида делали, в основном, кукол-младенцев.

      20 век. Самым популярным материалом для изготовления кукол стал стойкий и недорогой пластик, а также более мягкий винил.

      В 1959 году мир потрясла американская компания, выпустившая первую пластиковую куклу – девушку с настоящей женской фигурой, подвижными руками и ногами, и с самым современным гардеробом. Это кукла – Барби.

      У Рут Хэндлен – стенографистки американской кампании «Маттел тойз» была дочь по имени Барбара – хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она тут же поделилась со своим мужем Эллиотом, совладельцем кампании. Почему бы не выпустить куклу – девушку, веселую и современную. Разработал образ новой куклы дизайнер Джек Риан. Он подарил ей внешность американской актрисы Кони Стивенс и имя дочери Хэндлеров.

      Куклы «мужского пола» в России появились только в 19-ом веке.

      Пупс. Голышка из древнего рода пупсов - была самой первой куклой ребенка. Когда он совсем маленький, она купалась с ним в ванночке и «засыпала» в его кроватке.   

      Пупс – еще и одна из самых первых кукол человечества. Название «пупс» пришло к нам из других народов. Многие образцы игрушек русские кукольники заимствовали из Германии. Оттуда, возможно, вместе с новым именем (по-немецки кукла – пупсен) пришел к нам и целлулоидный пупс начала века – большой голыш, которого можно было усаживать, укладывать. Ручки и ножки у него были закреплены внутри туловища системой резиночек – двигать их было можно, а вот оторвать – не слишком легко. Правда, резиночки со временем изнашивались и все-таки рвались.

      У современных пупсов из пластика легко вставляются руки, ноги и даже голова, их даже можно поить из бутылочки.

      Погремушка. Ещё в доисторические времена люди, не сговариваясь, соорудили для своих малышей именно эту игрушку: кто – из дерева, кто – из глины, кто – из бересты, кто – из кости. Но делали ее совсем для других целей, чем сегодня.

      Погремушкой заботливые родители отгоняли от детей злых духов. Непонятно, почему нечисть боялась невинного погромыхивания и посвистывания, но только благодаря этому, говорят, появились веселые погремушки, звонкие свистульки, задорные трещотки, а также простые музыкальные инструменты: дудочки да рожки. Сейчас-то, конечно, погремушка служит просто для развлечения малышей, вызывая радостную беззубую улыбку на их мордашках и унимая пронзительный плач.

     Плюшевый мишка … Эти сами слова такие мягкие и уютные, что вызывают улыбку и хорошее настроение. Кого же благодарить за эту милую игрушку?

     У юноши Рихарда Штайфа, жившего в немецком городе Гингем, была тетушка Маргарет. Она передвигалась в кресле-каталке, да только и могла. Что шить тряпочных зверей. И вот в 1902 году племянник нарисовал и помог тётушке сделать первого плюшевого мишку, у которого двигались лапки и голова. Рихард отправил изделие тети Маргарет, а она - на ярмарку в Лейпциг. На этой ярмарке присутствовал торговец из США, которому пришелся по вкусу необычный мишка, что он заказал сразу три тысячи «Тэдди-бэров» - так называют эту игрушку в западных странах. С этого дня плюшевый медведь отправился в путешествие по всему свету.

    Есть и другая версия о происхождении первого плюшевого медвежонка, которая объясняет и его «имя». Якобы изобретатель Морис Мичтон, живший в Нью-Йорке, узнав о том, что президент Теодор Рузвельт запретил стрелять в медвежонка во время охоты. Мичтон и его жена были тронуты этим поступком. Жена сшила матерчатого медвежонка с подвижными лапками и посадила его в витрине своего кондитерского магазина. А Мичтон попросил разрешения президента назвать игрушку его уменьшительным именем – Тэдди. Этот медвежонок стал талисманом президентской кампании. Со временем выражение «Тэдди медведь» стало переводиться просто как «игрушечный медведь».

    Любовь к плюшевым мишкам сохраняется у людей на всю жизнь.

     Матрёшка. Куклы бывают сувенирные или игровые. А наша русская матрешка – и то, и другое. Дети с удовольствием играют куклой  - сюрпризом, а взрослые – любуются. Яркая матрешка стала кукольным символом России – ни один турист не уедет от нас без этой расписной «крестьяночки». Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу.

Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фурукуму – божество счастья и долголетия. А пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже. Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел художник С.В.Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной игрушки.

      Токарь Московской мастерской «Детское воспитание» В.П.Звездочкин выточил для нее форму, а Малютин по собственным рисункам расписал ее. «Настоящая Матрона!» - воскликнул кто-то, увидев куклу.

       И назвали ее «Матрешка с петухом». Она была одета в русский сарафан и платочек, в руках держала петуха, а внутри устроились восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, веселыми, смышлёными.

       Было это в 1899 году, а в 1900 году владелица мастерской М.А.Мамонтова отвезла матрешку на Всемирную выставку в Париж и была награждена бронзовой медалью за игрушку. С тех пор и начался массовый выпуск матрешек в России.

 

        Материал к публикации подготовлен научным сотрудником музея Синицкой Н.Н.

 

 Используемые источники:

1. Классный журнал. – 2015. - №43. – с.11.

2. Самое интересное о … /Авт.- сост. Л,Солодовникова. –М: «Аргументы и факты – детям», 2003. – с.136-142. – (Приложение к журналу «Детская энциклопедия», вып.2)

3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки /Авт. –сост. Н.Г.Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. – 496с.,ил

Категория: Мои статьи | Добавил: sobmuzeadmin (29.06.2017)
Просмотров: 256 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0